Версия для слабовидящих

+7(831)437-37-43

Address: 9а Piskunova Str., Nizhny Novgorod, Russia
Contacts
Портрет

2anketa

ais

logo 1 Culture ru

god2020

gosuslugi

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ПЕРЕВОДНЫЕ КАРТИНКИ. Автор - Ольга Сергеева (Минск, Беларусь)

Tuesday, 12 July 2016

Выставка в рамках VII Международного фотографического фестиваля "Волжское Биеннале 2016"

 

Разноцветные картинки на небольших листках довольно плотной бумаги, покрытые сверху не слишком прозрачным клеящим слоем, продавались в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века в киосках Союзпечать. Рисунок на них был виден довольно смутно. Вырезанную из листа картинку нужно было размочить в воде, приложить к другой поверхности картинкой вниз (в этом-то весь фокус) и потом очень-очень осторожно тереть влажную бумагу пальцем, стирая-сдирая постепенно размокшие слои, чтобы добраться, пробиться, наконец, к вожделенной мечте, влажно поблескивающей своими  наивными красками. В детском нетерпении - скорее, скорее! – начинаешь тереть сильнее, вот уже слишком сильно, задеваешь, сдвигаешь, портишь нежную субстанцию картинки. А  если еще и слишком мокро, целое разваливается на кусочки, которые как-то пытаешься вновь приладить друг к другу, чтобы вернуть картинке первоначальный облик. Это не очень-то удается, и к радости открытия (вот оно, наконец!), примешивается доля (если бы только доля!) разочарования – и это вот оно и есть? И все? Красочки тускловаты, рисунок невыразителен, какие-то части его безвозвратно утеряны… Уговариваешь себя, ищешь подтверждения у того,  кто рядом:  ну, скажи, правда же -  красиво?...

Эти ассоциации незаметно пришли мне в голову во время работы. Техника моя такова, что я сначала полностью забиваю фотографическое изображение масляной краской, а потом потихоньку снимаю ее слой за слоем, высвобождая, проявляя, вытаскивая из-под них детали будущего образа.

И точно также, пускаясь в воспоминания, пробираешься-продираешься сквозь слои времени, стирая их один за другим, по неосторожности и торопливости смещая и смешивая фрагменты разных “жизней” и “эпох” своего существования. И вдруг эти разнородные  кусочки, потускневшие за давностью лет или неожиданно яркие, непонятным образом складываются во что-то целое. Что-то? Что? Картинка из сна?.. из детства?.. своего ли?.. чужого ли?.. где-то прочитанного?..кем-то рассказанного? Неважно. Она здесь и говорит с тобой, и о тебе, и о чем-то, чему не дашь названия.

Бессмысленно пытаться найти эти образы-воспоминания, специально возвращаясь в  места, где в самом деле происходили события твоего прошлого. Они не могут там жить, все слишком изменилось, а ты слишком хорошо помнишь, как все было (должно было быть). Но зачастую происходит другое: попав в теоретически чужой, незнакомый город или страну, вдруг с непостижимой ясностью видишь ”ту” картинку со всеми красками и деталями, фотографически точно передающую именно те забытые впечатления, “переведенные” из прошедшего времени.

Странствуя по разным местам, действительно или мысленно, листая книги или альбомы, фиксируешь в сознании в каком-то смысле те же “переводные картинки” – чудеса природы или творения человеческих рук, отпечатки времени, поражающие красотой и гармонией. Хочется подолгу смотреть на них, запомнить, взять, унести как-то с собой…

Задолго до изобретения фотографии люди “переводили” фрагменты иных эпох на свое “сегодня”: античные фризы и колонны на строящиеся дворцы, а оттуда, с дворцов – на сельские усадьбы или скромные деревянные домики провинциального городка.  Проходит время – и города, до огромности разросшиеся, запершие своих жителей в темные каменные мешки-ущелья, из которых виден лишь лоскуток вечного неба, рождают тоску по живым краскам и тихим радостям сельской жизни. И снова “переводные картинки”, наивно-пасторальные сюжеты, расцветают на стенах из кирпича и бетона, постепенно покрываясь патиной тумана, копоти, времени, скрываясь, исчезая под этими слоями.

Пока кто-то не догадается аккуратненько потереть…

 

Ольга Сергеева родилась в Минске в 1959 году. Окончила химический факультет Белорусского государственного университета в 1981 году. Активно начала заниматься художественной фотографией в 2008 г. Член Белорусского общественного объединения «Фотоискусство».  Предпочитает ручные фотографические процессы. Работы находятся в собраниях: Государственный литературный музей Янки Купалы – Минск, Республика Беларусь; Русский музей фотографии – Нижний Новгород, Россия, а также в частных коллекциях.

Выставка работает с 6 июля по 6 августа

Копия 1 Ольга Сергеева

 Corey Graham Jersey

Русский музей фотографии - Нижний Новгород | Политика обработки персональных данных